Главная -> Заявителям -> Патентование компьютерных игр

Защита прав на компьютерные игры и игры для мобильных устройств

Компьютерная или мобильная игра с точки зрения интеллектуальной собственности является комплексным объектом, включающим множество компонентов, таких как название, программный код, графика, сюжет, персонажи, механика игры и т.д.
Поэтому игра целиком не является объектом исключительных прав, а правовую охрану могут получить отдельные ее аспекты.

Идея игры
В первую очередь необходимо учесть, что правила проведения игры, ее идеи, концепции или принципы не являются охраняемыми объектами интеллектуальной собственности. Это подтверждается статьями 1259 и 1351 Гражданского Кодекса РФ, согласно которым методы игры, а также общие идеи не могут охраняться ни в рамках патентного, ни в рамках авторского права. Таким образом, нет возможности защититься от копирования игры на уровне общей задумки, насколько бы оригинальной она не являлась.

Видеоигры и авторское право
Авторское право может охранять наиболее широкий список игровых компонентов. Защита распространяется на программный код, который нельзя копировать. Исключительные правами обычно обладает сюжет игры (как литературное произведение) и музыкальное сопровождение. Кроме того, охрана может распространяться на персонажей, если их характеристики или внешний вид обладают достаточной оригинальностью. Помимо этого объектами авторских прав могут выступать элементы дизайна, например, графика, шрифты, логотип, интерфейс, упаковка игры и т.д.
Авторские права, за исключением программного кода, государственной регистрации не подлежат и возникают в момент их создания. Тем не менее, чтобы задокументировать факт создания объекта можно воспользоваться услугами депонирования информации, т.е. размещения ее в хранилище (депозитарии) с подтверждением даты такого размещения.

Товарные знаки в компьютерной игре
Товарный знак, являясь средством индивидуализации товара или услуги, может охранять название игры или ее отдельных частей (эпизодов), наименование компании-разработчика, логотип, слоган и другие обозначения.
Товарный знак должен пройти процедуру регистрации в государственном органе (в России это Роспатент). При этом для успешной регистрации знак не должен быть сходным с ранее защищёнными обозначениями и не должен вводить в заблуждение потребителя. Кроме того, необходимо, чтобы обозначение имело различительную способность.

Промышленный образец в играх
В качестве промышленного образца возможно защитить дизайн изделия. В играх могут быть запатентованы, например, вид игрового интерфейса, упаковки игры и другие подобные объекты. Регистрируемый дизайн изделия должен быть новым в мире и оригинальным.

Игры и патенты на изобретения и полезные модели.
В качестве изобретения охраняется техническое решение. Это может быть способ или продукт (устройство, система и т.д.) которые решают какую-либо техническую проблему и позволяют достичь технический результат, например, повышение быстродействия работы, исключение ошибок и т.п.
Патент на полезную модель аналогичен изобретению, но защищает только устройства.
Для решения технических задач в компьютерной игре применяются программные алгоритмы, которые могут быть представлены к патентованию как изобретение в виде способа (последовательности действий при работе программы) или программно-аппаратного комплекса (набора программных и/или аппаратных блоков).
Кроме того, изобретение или полезная модель могут описывать конструкцию специальных устройств (контроллеров, датчиков и т.д.), если они используются в игре.
Для получения патента изобретение должно быть новым в мире и для специалиста явным образом не следовать из ранее опубликованных сведений. Полезная модель должна обладать и мировой новизной в части существенных элементов конструкции.

Стратегия защиты прав на игры
Защита прав по всем составляющим игры не всегда целесообразна. При регистрации товарных знаков, промышленных образцов, изобретений и полезных моделей объекты должны пройти государственную экспертизу для проверки на соответствие ряду требований. Критерии оценки возможности регистрации порой носят субъективный характер. Таким образом, регистрация связана с финансовыми расходами, временными затратами и не всегда будет успешной. Более того, регистрация прав часто не может защитить разработчика от заимствования идей, используемых в играх
Для принятия решения о необходимости регистрации следует определить, является тот или иной элемент игры важным и чувствительным к копированию конкурентами, и будет ли его охрана экономически целесообразна.
С другой стороны, чрезмерная халатность в отношении своей интеллектуальной собственности может привести к серьезным финансовым потерям. Так, не стоит целиком полагаться на защиту вашего продукта авторским правом, которое кажется наиболее простым решением, не требующим финансовых затрат. В авторском праве отсутствуют объективные критерии оценки допустимой степени копирования и часто сложно доказать факт использования объекта при его изменении.
Поэтому в ряде случаев для защиты дизайна или изобразительного обозначения будет лучше использовать товарные знаки и промышленные образцы.