Главная -> Заявителям -> Патентование метода обучения
Патентование метода обучения
Популярность различных курсов, тренингов и обучающих программ в последние годы растет. Вместе с тем растёт и конкуренция между поставщиками обучающих материалов и образовательными платформами, что порождает желание защититься от копирования идеи.
Метод обучения как изобретение
Возможным вариантом патентной защиты методики обучения является оформление патента на изобретение, объектом которого будет "способ". Способ, как известно, должен описывать последовательность выполняемых действий с использованием материальных средств. Однако, способ как изобретение, должен описывать техническое решение, т.е. относиться к процессу, который приводит к достижению объективного технического результата. Таким результатом в обучении может быть, например, повышение скорости передачи данных, если ее можно объективно измерить. При этом нельзя отнести к техническому результату нетехнические свойства, например, визуальную привлекательность. Также не является техническим результатом абстрактные показатели, такие как эффективность обучения.
Следует учитывать, что патентное законодательство не относит к изобретениям способы, заключающиеся лишь в представлении информации, а также методы проведения организационных мероприятий.
Кроме того, не стоит забывать, что даже в случае возможности признания метода обучения изобретением для выдачи патента способ должен быть новым в мире и неочевидным для специалиста из ранее опубликованных сведений.
Резюмируя данные ограничения, вы, скорее всего, не сможете получить патент на методику обучения, если она:
- описывает лишь вид или форму подаваемой информации (как сведения структурированы), или
- описывает стандартный набор совершаемых действий с использованием обычных технических средств, или
- не обеспечивает достижение технического результата, который может быть объективно оценён, или
- основано на простом комбинировании известных приемов обучения.
При этом патент на метод обучения чаще выдаётся, если метод:
- описывает использование специфических технических средств (устройств, приспособлений) при обучении, или
- предлагает новый алгоритм подачи информации и действий совершаемых обучаемыми,
при этом приведены теоретические или практические доказательства возможности достижения технического результата при реализации метода (научное обоснование, результаты экспериментов и т.д.).
Так, например, усилиями Службы патентования "Старт-патент" был получен патент RU2688292 на метод обучения иностранному языку. Методика заключалась в воспроизведении иностранной песни с одновременным показом субтитров, сгруппированных особым образом, что позволило достичь увеличения количества воспринимаемых слов в единицу времени.
